Современный этап развития российского общества характеризуется, заметным снижением числа здоровых детей. Это при том, что формирование здорового поколения выступает в качестве одной из приоритетных стратегических задач развития нашей страны. Тем не менее, уже в дошкольный возрастной период год от года растет число детей с различными заболеваниями.
В сложной структуре нарушений у детей с НОДА значимое место занимают также речевые расстройства, частота которых составляет до 80%. [2]. При НОДА нарушенными оказываются все стороны речи, что негативным образом влияет на психическое развитие ребенка в целом. Речевое развитие детей с НОДА характеризуется как количественными, так и качественными особенностями, значительным своеобразием [1].
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата представляют собой отклонения, которые проявляются в ограничении объема и силы движений, имеющемся нарушении их темпа, координации, а также наличии непроизвольных движений. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата – это особая полиморфная в психолого-педагогическом и клиническом отношении категория лиц. Для детей с НОДА свойственны различные формы речевого дизонтогенеза, которые проявляются и в виде обратимых нарушений (то есть задержки доречевого и речевого развития), и в виде более стойких системных расстройств практически всех сторон речи (то есть общего недоразвития речи) [3].
У детей с нарушением ОДА дошкольного возраста может прослеживаться отставание в речевом развитии в сравнении с нормально развивающимися детьми. Данный факт указывает на необходимость целенаправленной соответственной коррекционной работы по речевому развитию ребенка.
В свою очередь детский церебральный паралич – это заболевание ЦНС при ведущем поражении двигательных зон, а также двигательных проводящих путей головного мозга ребенка. При ДЦП у детей нарушено формирование не только познавательной деятельности, но также и личности. При этом у одних детей расстройства эмоционально-волевой сферы находят свое проявление в виде раздражительности, повышенной эмоциональной возбудимости, а также двигательной расторможенности. При том, как у других – в виде застенчивости, заторможенности, робости. Имеющая место склонность к колебаниям настроения нередко сочетается с инертностью эмоциональных реакций. У таких детей нарушения поведения встречаются весьма часто и проявляться могут в виде агрессии, двигательной расторможенности, а также реакции протеста по отношению к окружающим. Однако нарушения поведения отмечаются не у всех детей с ДЦП; у детей с сохранным интеллектом – намного реже, нежели у умственно отсталых, а у детей со спастичностью – реже, нежели у детей с сатетоидными гиперкинезами.
У детей с ДЦП также могут отмечаться нарушения личностного развития. При этом особенности нарушений речи, а также степень их выраженности напрямую зависят от локализации и тяжести поражения головного мозга. Существенное значение в механизме речевых нарушений при ДЦП имеет также и сама двигательная патология, которая ограничивает возможность передвижения и активного познания окружающего мира.
Для изучения особенностей речевого развития дошкольников с НОДА было проведено экспериментальное исследование в «Комплексном реабилитационно-образовательном центре» обособленного структурного подразделения «Раменки», в котором принимали участие дети старшего дошкольного возраста. В экспериментальном исследование принимали участие 10 детей дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) с тяжёлыми двигательными нарушениями, с клиническим диагнозом «детский церебральный паралич». Эксперимент проводился в период с 2016-2017 гг.
По формам ДЦП: у 70 % обследованных детей отмечалась спастическая диплегия, у 30% - гиперкинетическая форма. Все дети были обследованы на ПМПК и имели диагноз «Детский церебральный паралич. Задержка психического развития».
В ходе обследования использовались следующие методы: изучение медицинской и биографической документации (сбор и анализ анамнестических данных); наблюдение за ребенком (в обычной и специально организованной ситуации); беседа с родителями и ребенком; психолого-педагогически эксперимент.
Анализ медико-психолого-педагогической документации был необходимым для выявления индивидуальных особенностей развития каждого ребенка и определения содержания коррекционной работы, соответствующего этим особенностям.
В ходе бесед с детьми выяснились возможности контакта с ними, запас их знаний и представлений, состояние речи, общительность и активность, отношение к своему состоянию. В процессе общения с родителями выяснились бытовые условия и взаимоотношения в семье, уровень педагогических умений и навыков родителей, содержание их работы с ребенком.
Мы проводили педагогическое наблюдение во время медицинского обследования детей, во время педагогических и логопедических занятий, занятий ЛФК (лечебная физическая культура), при посещении детей на дому, в свободное для ребенка время.
В ходе медицинского обследования отмечалось отношение ребенка к осмотру: пассивность или стремление продемонстрировать свои возможности, контакт с врачом или уклонение от него, отношение ребенка к опеке старших.
Мы анализировали отношение ребенка к занятиям: его интересы, активность, эмоциональность, утомляемость, отношение к заданиям: старался ли ребенок избегать упражнений, не доступных ему, или стремился добиваться успешного выполнения их. Эти же особенности наблюдали и на занятиях по ЛФК. Мы получили данные об уровне сформированности двигательных умений и навыков, о способности детей включаться в коллективные игры и упражнения, об отношении ребенка к ЛФК, о наличии целеустремленности к преодолению двигательных нарушений.
В ходе психолого-педагогического обследования исследовалось: как ребёнок идёт на контакт, состояние эмоционально-волевой сферы, особенности внимания, моторика пальцев и кистей рук, уровень развития и характер деятельности, реакция на одобрение и замечание, отношение к неудаче, обучаемость (использование помощи), запас общих представлений, зрительное восприятие, восприятие пространственных отношений, временные и количественные представления, уровень развития мышления, степень овладения навыками самообслуживания, уровень понимания обращённой речи, уровень развития собственной речи ребёнка.
Экспериментальным путем было установлено, что у детей экспериментальной группы уровень развития когнитивной сферы находится на низком и среднем уровне. У большинства детей экспериментальной группы (60%0 была выявлена задержка психического развития, у 40% детей познавательное развитие соответствовало возрастной норме, детей с умственной отсталостью выявлено не было.
По уровням речевого развития дети были распределены следующем образом: у 40% отмечалась ОНР (III уровень речевого развития) при дизартрии; у 60% детей системное недоразвитие речи (III уровень речевого развития) при дизартрии.
По формам дизартрии дети были распределены на две группы: 70% дети со спастико-паретической формой дизартрии, 30% дети с гиперкинетической формой дизартрии .
Проведенное исследование позволяет заключить, что у дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями прослеживается отставание в когнитивном и речевом развитии. Это актуализует необходимость осуществления целенаправленной коррекционной работы по когнитивному и речевому развитию данных детей. Выявленные особенности развития старших дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями позволили нам определить рекомендации для педагогов и родителей по коррекции когнитивных и речевых нарушений детей указанной категории.
В целом по исследованию нами были сделаны следующие выводы:
- У детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии отмечаются двигательные, когнитивные, речевые нарушения. Множественность и выраженность этих нарушений существенно затрудняют социальную адаптацию старших дошкольников, не позволяет им своевременно включиться в образовательное пространство.
- При оценке когнитивных и речевых нарушений у детей с двигательной церебральной патологией необходим комплексный подход с учетом их психофизических особенностей.
- Необходимо сформировать у родителей оптимистические установки в отношении возможностей ребенка, обучить их доступным приемам психолого-педагогической диагностики и коррекции нарушенных функций.
Литература
- Абкович Алла Яковлевна К вопросу об особых образовательных потребностях младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Специальное образование. 2016. №3.
- Аюпова Елена Евгеньевна Альтернативные средства коммуникации в работе с детьми со сложными и множественными нарушениями развития // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2017. №2-1.
- Ицкович Марк Матусович, Маршалкин Александр Павлович, Топоркова Нина Александровна Сравнительная характеристика клинических диагнозов и уровня физического развития детей с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата // Специальное образование. 2013. №2.